НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ
1. Процесс усвоения знаний или фактического овладения ими; обучение. Это значение очень свободное и используется подобным образом в различных дисциплинах, таких как педагогическая психология и когнитивная психология. Коннотации и способы употребления этого значения в специальной литературе по сути такие же, как и в неспециальной. Однако эта свобода считается неудовлетворительным явлением в более бихевиористски ориентированных подходах. Следовательно: 2. В терминах Кимбла – это "относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики". Такое определение четко выделяет четыре основных проблемы, которые большинство теоретиков научения считает существенными для понимания процесса научения, (а) "Относительно постоянный": предполагается исключение временных изменений б поведении, вызванных утомлением, насыщением, привыканием и т.п. (б) "Потенциальная возможность реагирования" – эта фраза включена для различения научения и выполнения. Это допускает включение феноменов латентного научения и случайного научения, при которых изменения в поведении не сразу становятся заметны, и отражает трюизм, что научение в действительности представляет собой гипотетическое событие, распознаваемое исключительно через измеримые изменения в эффективности выполнения, (в) "Подкрепляемая": здесь заключается основная сложность этой проблемы, по крайней мере, большинство бихевиористов в этом убеждены. Возможно, без подкрепления будет происходить затухание этих "относительно постоянных изменений в потенциальной возможности реагирования" (подробнее см. подкрепление), (г) "Практика": суть здесь в том, что для того, чтобы произошло научение, рано или поздно должно осуществляться поведение, и повторяющиеся (подкрепляемые) действия улучшат научение. Эти рассуждения общеприняты в психологии, хотя еще должны быть сделаны некоторые допущения для эффектов имитационного научения, научения через моделирование и наблюдение. Представление о практике также предполагает исключение других поведенческих изменений относительно постоянного вида, которые, как считается, не являются образцами научения, таких как врожденные тенденции определенных биологических видов (например, имприн-тинг) и изменений, связанных со взрослением (например, полету птиц).

Странно, что определение и способ употребления термина научение вызвали небольшую дискуссию среди теоретиков, и он используется с относительно небольшими затруднениями психологами развития, педагогами, когнитивными психологами, бихевиористами и т.д. Трудности с его использованием обнаруживаются тогда, когда предлагаются теоретические процессы и механизмы для объяснения научения. См. несколько наиболее горячо дискутируемых теорий научения.


Толковый словарь по психологии. 2013.

Поможем студентам с решением задачи
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "НАУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение — (автор Э.Л. Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование… …   Психологический словарь

  • научение — подучивание, подговаривание Словарь русских синонимов. научение сущ., кол во синонимов: 3 • обучение (42) • …   Словарь синонимов

  • НАУЧЕНИЕ, S-S — Научение, основанное на ассоциации между двумя сти иулами. Этот термин обычно используется в таком сокращенном виде и озна 1ает научение связи стимул – стимул …   Толковый словарь по психологии

  • НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • НАУЧЕНИЕ —         (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогич. понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования… …   Философская энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • НАУЧЕНИЕ — обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков (“знаний”) от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде.… …   Экологический словарь

  • НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «НАУЧЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»